Когда боль не давала Коле закрыть глазки, Пришла Божья Матерь, словно фея из сказки. Комната осветилась будто днем – ночью, Увидел мальчик Божию Матерь, увидел воочию! По лику Пречистой катились слезы... Мальчик умирал, в Петербурге стояли Рождественские морозы.
Склонилась над страдальцем Мать всех матерей!
Если б и мы были друг к другу добрей...
– Потерпи до утра, боль отступит! Пусть везут к Скорбященской иконе, Исцеление там для тебя наступит.
Коля плакал, боль Скручивала тело жгутом... Богородица говорить продолжала: – Будешь монахом, а здесь будет Для сирых и убогих Дом!
И положила руку отроку на лоб. Уже на крыльце стоял приготовленный гроб... Позаботились заранее соседи-доброхоты, Коля с сестрой были сироты.
Утром сестра,выполняя волю умирающего брата, наняла карету и повезла его к Скорбященской иконе Божией Матери. Церковь в Стеклянной слободе была наполнена верующими. Мальчика понесли к иконе Богородицы. Народ расступался, освобождая дорогу к чудотворному образу.
Чудо происходило на глазах верующих: как только Колю приложили к иконе, он тотчас успокоился, перестал издавать мучительные стоны, скрюченное тело мальчика стало распрямляться, безжизненный взгляд обрел силу. Колю осторожно поставили на ноги. Какое-то время он стоял, еще не осознав, что с ним произошло, затем сделал шаг, еще шаг… Люди были потрясены явленным у них на глазах исцелением умирающего отрока.
Это событие произошло 19 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге в церкви «Всех скорбящих радосте». Николай Грачев, по данному им обету, после совершеннолетия принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни, где подвизался в духовном подвиге, прославляя Божию Матерь в молитвах и добрых делах. Тогда же на собранные средства при участии сестры Николая – Екатерины был построен приют Царицы Небесной для сирых и убогих. Екатерина Грачева стала его первой руководительницей.
Град Святаго Петра
Вероучительная поездка
1. сбор в Казанском соборе - 12.30
2. экскурсия по собору - 12.30 - 13.30
3. Смоленское кладбище:
храм Смоленской иконы; часовня
св.блж. Ксении и другие
памятные места; - 14.00 - 15.15
4. Место явления Богоматери отроку
Николаю Грачеву - экс-я и трапеза
- 15.30 - 16.45
5.Место исцеления отрока - храм
"Всех Скорбящих Радосте"; могилка
Матроны-Босоножки: - 17.15 - 17.45
6.Церковь "Кулич и Пасха"
чудотворный образ Богородицы
"Всех Скорбящих Радосте" - 18.00 - 18.45
для справок:
lika.0820@yandex.ru
Рассказ православной писательницы Наталии Сухининой о чудотворной иконе Божией
Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), прославившейся в конце XIX века в
Санкт-Петербурге. ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ
Мне сказали:
«Как войдёшь в храм, сразу вперёд и чуть правее».Увидела – удивилась. Думала,
она большая, в массивном киоте, дорогой оклад. Оказалась – маленькая.
Приложилась к ней и уже далеко на улице вспомнила о грошиках, о которых так
много наслышана. Там, на иконе, одиннадцать монеток, чудесным образом прилипших
к иконе. Не заметила, не обратила внимания, экая досада... Через день пришла
вновь. Пришла в урочный час, перед иконой «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками)
читался акафист. Встала в стороночке у окна справа, чтобы лучше видеть
чудотворную икону, великую святыню великого Петербурга. Теперь-то и монетки не
проглядела, как проглядишь – вот они, будто кто щедрой пригоршней бросил:
маленькими кружочками по всей иконе. Одна, две, шесть... одиннадцать.
Богоматерь на иконе изображена во весь рост. Одна, без Божественного
Младенца. Руки распростёрты, лик склонён в левую сторону. Над ликом – золотистый
нимб. Спокойное сочетание тёмно-красного и тёмно-синего. Верхняя одежда
тёмно-синяя, нижняя – тёмно-красная. Над Богоматерью в облаках Спаситель. Правой
рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Над главой Пресвятой Богородицы
два свитка. На правом надпись «Нагим одеяние», на левом – «Больным исцеление».
Справа ангел прикрывает одеждами трёх обнажённых женщин. Под ними другой ангел,
будто говорит что-то стоящим на коленях мужам. Третий ангел под левым свитком,
двум мужам и женщине он указывает на Владычицу. Внизу, у ног Богоматери, ангел
четвёртый указует на Неё двум стоящим на коленях мужам. Богоматерь стоит на
небольшом круглом коврике, над ней изображены зеленеющие ветви. Удивительным
покоем веет от иконы. Несмотря на сложность композиции, она проста, детали не
заслоняют главное – чудный лик Пречистой, Её склонённую в печали голову.
Говорят, как мало человеку надо. Разве? Как много человеку надо! Всё надо,
всего хочется, планка потребностей неумолимо ползёт вверх, а мы с разбега берём
одну высоту за другой. Нагим – одеяние, больным – исцеление... Голодным – пищу,
жаждущим – воду, бездомным – кров, безлошадным – транспорт, садовникам – погоду,
одиноким – встречу. Интересно, какой он, человек, ничего не желающий? Какое у
него выражение лица, какая походка? Стою у иконы, и мысли роятся в голове,
сменяя одна другую. «Явилась нам пречистая икона Твоя, Владычице, на освящение
наше и утешение...» Слова акафиста просты и ложатся на сердце сразу. Сколько раз
читался акафист перед иконой? Сколько людей повторяли эти слова, сколько
скорбящих ощутили радость?
До революции икона находилась в часовне на
Стекольном заводе. Знойным летом 1888 года над Санкт-Петербургом
разразилась страшная гроза. Молния ударила в ту часовню. Начался пожар. Стали
выносить церковную утварь: подсвечники, лампады, иконы, – бросать всё на траву.
Бросили и икону «Всех скорбящих Радосте». А когда поутихла суета, разобрали
вынесенное, увидели: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел,
икона чудесным образом обновилась. Пока охали да ахали, разглядели ещё одно
чудо: из разбитой молнией кружки для пожертвований прилепилось к иконе
одиннадцать грошиков – мелких медных монеток. Кажется, дунь и упадут, на самом
же деле прилепились очень прочно. Так прочно, что и по сей день там. О чуде
быстро пошла молва. Икону и до грошиков почитали, любили в
Санкт-Петербурге, а уж теперь, после явления чуда, тем более.